История о том, как FIAT вышел из 17-квартального кризиса с помощью внедрения системы управления качеством

До 2005 года компания Fiat более 4 лет несла убытки (по данным ежегодного отчета FIAT CHRYSLER AUTOMOBILES 2005 г.). Во время кризиса в качестве главного вектора по выходу из кризисного положения компании было выбрано улучшение условий труда, полной реструктуризации и рационализации производства. В 2005 году Fiat стала первой компанией в Италии, внедрившей принципы производства мирового класса (World Class Manufacturing, WCM), и достигла чистой прибыли более 1,4 млрд. евро. Основное внимание в принятых стандартах уделялось безопасности и качеству условий труда.

Этот пример буквально говорит о следующем: любая сертификация в области производства положительно сказывается на качестве выпускаемой продукции, и, как следствие, на прибыли организации. Также на прибыль влияет возможность реализации продукции на других рынках.

Международный и отечественный рынки диктуют свои правила.Соблюдая правила в области безопасности производства и продукции, можно реализовать продукцию на внешнем рынке и составить конкуренцию уже существующим на этом рынке компаниям и поставщикам.

IATF 16949

С 1 октября 2016 года, система менеджмента качества в автомобилестроении сертифицируется только по IATF 16949. По сути, это и есть зарекомендовавший себя в международной практике стандарт ISO/TS 16949, который был переименован в ходе его приведения в соответствие с ISO 9001:2015. Это означает, что автомобильная организация, запрашивающая сертификацию IATF 16949, также должна соответствовать требованиям ISO 9001:2015.

Сертификация IATF 16949 является обязательной для организаций, которые хотят производить запчасти для автомобильных производителей: от небольших компаний до крупнейших транснациональных. Таким образом, крупные производители транспортных средств требуют этот сертификат от поставщиков в обязательном порядке. Переход на IATF 16949 должен быть завершен к 14 сентября 2018 года. Необходимо учесть, что организациям, желающим выйти на автомобильный рынок, сперва нужно попасть в список потенциальных поставщиков компании-заказчика, а затем уже получать сертификацию на соответствие техническим условиям IATF 16949.

Поставки продукции на международный рынок

Еще одним трендом в сфере автомобилестроения является группа стандартов VDA, разработанная немецкой группой по контролю качества в автопроме . Во время разработки этой группы стандартов в автомобильной промышленности требовались эффективные системы управления качеством, чтобы иметь возможность сократить время на испытания и проектирование, снизить затраты и быть на шаг впереди конкурентов.

VDA 6.1

VDA 6.1 является немецким автомобильным стандартом, который имеет эквивалентные национальные стандарты EAQF (Франция) и AVSQ (Италия). Модель VDA 6.1 описывает такие составляющие системы управления качеством как: управление компанией, стратегия компании и продукт/процесс. VDA 6.1 по-прежнему чрезвычайно полезен для поставщиков запасных частей и комплектующих в автомобильной отрасли.

VDA 6.2

VDA 6.2 – действительно уникальный немецкий стандарт качества для автомобильной промышленности. У него нет альтернативы во всем мире, и многие немецкие (и другие) производители автомобилей проверяют на его основе качество услуг своих непосредственных поставщиков услуг, продуктов, а также сотрудничающих торговых компаний. Таким образом был устранен разрыв между производителями автомобилей и конечными потребителями. VDA 6.2 позволяет продемонстрировать соответствие требованиям автомобильной промышленности в тех областях, где невозможно выполнить сертификацию в соответствии с IATF 16949, в частности: между продавцами, экспедиторскими, консалтинговыми и сервисными компаниями.

VDA 6.3

Что касается стандарта VDA 6.3, то он является стандартом аудита процессов жизненного цикла продукции автомобилестроения, совершенствования управления в новых процессах внедрения и производства продукции обрабатывающей организации.

VDA 6.4

Стандарт VDA 6.4 позволяет продемонстрировать свое соответствие требованиям автомобильной промышленности в таких областях, как: производство инструментов, устройств и препаратов, специализированных машин или упаковочных материалов, где невозможно применить сертификацию на соответствие требованиям IATF 16949. VDA 6.4 содержит комплексную систему управления качеством для прямых и косвенных поставщиков, предназначенную для продуктов автомобильной промышленности.

Какие тенденции в развитии белорусского автомобильного рынка?

Если говорить об отечественном рынке автопрома, тут дела обстоят по-другому. Еще с 1996 года существует белорусская мечта о прибыльном белорусском заводе по изготовлению легковых машин. За эти 22 года потерпели неудачу около 7 компаний, желающих построить производство автомобилей на территории республики: Ford Transit/Escort, Iran Khodro Samand, Zotye, Opel. Но стоит заметить, что последняя из попыток с заводом Geely оставляет надежду на осуществление мечты, хоть такое производство нельзя до конца назвать белорусским.
Касаемо технических регламентов, на территории стран Евразийского экономического союза действует ТР 018/2011, который содержит единые требования к изготовлению на территории этих стран машин и оборудования. Регламент распространяется на механические транспортные средства (МТС), имеющие менее четырех колес; квадрациклы; МТС, имеющие не менее четырех колес и используемые для перевозки пассажиров; МТС, имеющие не менее четырех колес и предназначенные для перевозки грузов; прицепы, а также шасси и компоненты транспортных средств, оказывающие влияние на их безопасность. Для подтверждения соответствия ТР 018/2011 Вам понадобятся следующие документы: одобрение типа транспортного средства, одобрение типа шасси, свидетельство о безопасности конструкции транспортного средства, декларация о соответствии, сертификат соответствия.

На наш взгляд автомобиль - это не роскошь, а средство передвижения для каждого человека, которое должно обеспечивать зону комфорта, качество и, самое главное, безопасность жизни. Это буквально означает изготовление автомобилей квалифицированным персоналом с использованием современных технологий, транспортировку и хранение авто в соответствии со стандартами, сложившимися со времен автоматизации промышленного производства, постоянно совершенствующимися в рамках опыта ведущих мировых компаний автопрома.

☏ +375 17 3886017
☏ +375 29 7478366