Большинство руководителей компаний, осознав необходимость получения сертификата, сталкиваются с проблемой выбора органа по сертификации. Ошибка при выборе органа может стоить компании баснословных денег и обернуться не только потерей репутации, но и утратой клиентов. Какие есть «подводные камни» в выборе органа по сертификации, на что нужно обратить внимание, чтобы не получить «кота в мешке» вместо сертификата? Ответы на эти вопросы вы найдете в нашей статье.

С чего всё начиналось?

История зарождения сертификации уходит истоками в эпоху Древней Греции. Подтверждением этого является древнегреческий документ, который можно назвать прообразом современного сертификата. Невозможно поверить, но уже десятки тысяч лет назад производители давали на свою продукцию гарантию качества. Такие гаранты качества выдавались не только в сфере строительства, но и в других областях, включая искусство. В Западных странах развитие процессов сертификации стало активно развиваться в 20-30 года XX столетия. В это время во Франции была создана национальная система сертификации, а в Германии Национальный институт стандартизации. В США система сертификации развивалась более медленными темпами, чем в Европе. Только в начале 80-х в СССР началось развитие сферы сертификации. В этот период вступил в силу закон, по которому сертификатом облагалась экспортируемая продукция. После распада СССР свое становление начала национальная система сертификации Республики Беларусь. На данном этапе, сертификация выступает как гарантия качества продукции, позволяя потребителям быть уверенным в безопасности заявленного товара, а изготовителям находить новые рынки сбыта, поставляя своё изделие на экспорт.

На сегодняшний день, процессы сертификации регламентируются органом по сертификации.

Органы по сертификации – это специализированные экспертные организации, которые имеют право оказывать услуги по выдаче сертификатов и деклараций соответствия на продукцию.

Сертификация – это просто

Среди владельцев бизнеса существует стереотип о сложности процедуры сертификации. На самом деле, процесс сертификации не такой сложный, как многие его себе представляют. Для простоты понимания выделим 3 основных этапа:

На первом этапе клиент обращается в орган, т.е. подает заявку на сертификацию. Основной проблемой на данном этапе является, непосредственно, выбор органа по сертификации среди большинства конкурирующих организаций.

На втором этапе осуществляется работа органа, а со стороны клиента необходимо предоставление информации о продукции и технической документации, составление договора и оплата. На данном этапе сотрудники органа занимаются проведением испытаний, а также составляют и утверждают протоколы испытаний.

Третий этап – получение сертификата. После сертификационного аудита от органа, составляется заключение и выдается сертификат с присвоением номера о его регистрации.

Но существует и ряд проблем, с которыми можно столкнуться при выборе органа. Во-первых, можно найти фирму, которая выдаёт поддельные сертификаты, или сертификаты, действие которых не является законным. Такие фирмы обычно предлагают получить сертификат всего за 1 час. Во-вторых, существуют органы, которые не имеют аккредитаций в тех областях, где выдают сертификаты. Если вы получили разрешительную документацию у органа, который не имеет аккредитации, то ваш сертификат – это просто обычная «бумажка», которая ничего не значит.

На что нужно обратить внимание?

Чтобы выбрать орган по сертификации нужно выделить критерии, по которым будет производиться отбор и отсеиваться ненужные варианты. Из вышеперечисленной информации о некоторых факторах можно догадаться. Мы приведем самые основные нюансы, на которые стоит обратить свое внимание.

1.Наличие аттестата аккредитации

Аккредитация – подтверждение аккредитационным органом факта того, что сертификационный орган имеет право на проведение сертификации.

Таким образом, органы могут легально работать только, имея аккредитацию. Существует множество международных органов по аккредитации, с которыми сотрудничают многие органы по сертификации. К самым известным можно отнести такие, как:

ILAC – международная организация по аккредитации лабораторий. Главной целью которой является содействие развитию торговли и установление связей между органами по аккредитации по всему миру.

IAF – всемирная ассоциация органов по аккредитации в различных областях, в том числе по системе менеджмента и качества, продукции и персонала.

EA – Европейская организация по аккредитации является официальной инфраструктурой аккредитации в Европейском союзе

МАС– Межрегиональная ассоциация по стандартизации

2. Многофункциональность

Это гарантия того, что орган может проводить сертификацию по различным направлениям. К тому же, в штате такого органа работают сотрудники со знаниями отраслевых специфик, которые смогут предоставить широкий спектр экспертных услуг. А возможность проведения аудитов и получение необходимых сертификатов в одном сертифицирующем органе является для организации привлекательной и экономически целесообразной.

3. Экспертность

Немаловажный фактор играет квалифицированный персонал органа. Ведь именно от их компетентности и зависит результат работы. При неквалифицированном персонале существует риск совершения ошибки в процедуре сертификации, которая может привести к получению ненадлежащего сертификата.

4. Известность

Большая продолжительность работы на рынке сертификационных услуг свидетельствует о наличии традиций, стиля и методов успешной работы, пользующейся спросом у потребителя. Поэтому, выбирая орган для работ по сертификации, не стоит недооценивать этот критерий. Зайдите на сайт, посмотрите отзывы и примеры работ.

Разоблачаем мифы о процедуре сертификации

Не всегда то, что дорого – это эффективно, а быстро – профессионально. Почему в сфере сертификации эти правила не работают? Мы приведем 3 заблуждения о процедуре сертификации.

Миф 1: дорого – значит эффективно

Это вовсе не так. Представим следующую ситуацию:есть два органа по сертификации, имеющие аккредитацию от единого органа по аккредитации. Но стоимость услуг этих двух органов значительно отличается. Это зависит только от того, что один из органов работает на рынке дольше, имея большую известность. В этом случае клиенту нет смысла переплачивать за сертификат, ведь оба органа по сертификации имеют одинаковую аккредитацию. Опытные консалтинговые фирмы не гонятся за дороговизной и не хотят продать услугу подороже. Они понимают желания своего клиента и ценят его деньги.

Миф 2: быстро – значит профессионально

Скорость получения сертификата зависит не только от органа по сертификации испытательных лабораторий. Органы по сертификации не возьмут на себя ответственность оформить сертификат не по правилам из-за высокого риска потерять аттестацию, да еще и попасть на крупную сумму штрафа. Поэтому предложение оформить сертификат за час должен вызвать недоверие.

Миф 3: опыт – самое главное

Важен не столько опыт экспертов и аудиторов, как их компетенность. Ведь стандарты имеют тенденцию постоянно обновляться, в следствие чего возникает необходимость иметь релевантные знания. И не стоит фокусировать своё внимания только на этом критерии. Только из комплексного анализа можно сформировать правильный образ органа по сертификации и выбрать достойный.

Таким образом, выбрать орган по сертификации можно только после проведения комплексного анализа, с учетом выбранных критериев. Если вы не решаетесь самостоятельно выбрать орган, можно обратиться к консалтинговой компании в сфере сертификации. Квалифицированные консультанты помогут выбрать орган по сертификации, разобраться с технической документацией, а также подобрать лабораторию для проведения испытаний.