Наиболее важными составляющими пищевой продукции являются её качество и безопасность. В современном мире потребители пищевых продуктов имеют широкий выбор и из множества продуктов питания могут выбрать те, которые, по их мнению, больше отвечают требованиям качества и безопасности. Производители в то же время пытаются завоевать и наиболее полно удовлетворить спрос потребителей, улучшая при этом системы контроля качества их продукции. Выходя на зарубежные рынки, отечественные производители начинают более серьезно относиться к вопросам безопасности пищевой продукции.

Пищевая промышленность в Беларуси – это один из наиболее стратегически важных секторов экономики, который постоянно развивается и ориентирован прежде всего на экспорт. В данный момент выход на новые рынки сбыта, в том числе в страны Европейского союза, являются одними из приоритетных для страны.

Для начала, стоит отметить, что пищевая продукция не имеет отношения к CE сертификации. Например, вы собрались поставлять яблоки в Европу. В таком случае CE-mark не будет проставляться на всех яблоках. Ведь маркировка может наносится только на этикетки/бирки, может маркироваться отдельно упаковка и/или тара, в которой продукция поставляется конечному потребителю. В любом случае, в сфере пищевого производства существуют иные системы сертификации и подтверждения качества. При этом эти системы достаточно строгие и серьёзные, т.к. речь идёт о безопасности для здоровья человека.

Главным документом Европейского союза в области безопасности пищевой продукции является Регламент № 178/2002/ЕС. Данный регламент призван установить общие принципы и требования в продовольственном праве, общие понятия пищевого законодательства на уровне ЕС, а также обеспечить последовательный подход в развитии национального пищевого законодательства стран, входящих в ЕС. Регламентом также учреждается Европейский орган по безопасности пищевых продуктов (EFSA - агентство Европейского союза, которое предоставляет независимые консультации и информацию по существующим и возможным рискам, связанным с продовольствием).

Согласно нормам Регламента № 178/2002/ЕС пищевые продукты — это все вещества или продукция, которые предназначены, или исходя из здравого смысла подразумевается, что предназначены, для употребления человеком в пищу в переработанном, частично переработанном или не переработанном виде.

К пищевым продуктам относятся в том числе напитки, жевательная резинка, а также все вещества, включая воду, которые добавляют в пищевые продукты при их изготовлении, переработке или обработке.

К пищевым продуктам не относятся:

  • кормовые средства;
  • живые животные, если они не приготовлены для потребления человеком в пищу;
  • растения до сбора урожая;
  • лекарственные средства в значении Директив 65/65/ЕЭС и 92/73/ЕЭС;
  • косметические средства в значении Директивы 76/768/ЕЭС;
  • табак и табачные изделия в значении Директивы 89/622/ЕЭС;
  • наркотические и психотропные вещества в значении Конвенции ООН о наркотических веществах и Конвенции ООН о психотропных веществах;
  • отходы и загрязняющие примеси.

В рамках данного регламента существуют основные принципы.

Принцип 1 - анализ риска. Пищевое законодательство ЕС должно основываться на системе анализа риска. Под анализом риска понимают процесс, состоящий из трех взаимосвязанных этапов:

  • оценка рисков (выявление опасностей, их характеристику, оценку проявления, а также характеристику рисков);
  • управление рисками (взвешивание всех за и против разных возможных решений, учет оценки рисков и при необходимости выбор надлежащих контрольных мер);
  • информирование о рисках (интерактивный обмен информацией и мнениями об опасностях и рисках между субъектами, ответственными за оценку и управление рисками, потребителями, предприятиями пищевой промышленности, научными кругами и другими заинтересованными сторонами).
  • Принцип 2 – меры предосторожности. Иногда, когда предварительно существует возможность вредного воздействия на здоровье, но научными данными это еще не подтверждено, могут быть предприняты временные меры по управлению риском до поступления дальнейшей научной информации для проведения более широкой оценки такого риска.

    Принцип 3 – защита интересов потребителей. Пищевое законодательство ЕС направлено на защиту интересов потребителей и на предоставление им возможности делать компетентный выбор в отношении потребляемых продуктов. При этом должна быть предотвращена любая практика, способная ввести потребителя в заблуждение.

    Принцип 4 - принцип прозрачности. В Регламенте № 178/2002/ЕС подчеркивается важная роль общественности, неправительственных организаций, отраслевых объединений. При разработке, оценке и пересмотре пищевого законодательства должны проводиться открытые консультации с общественностью.

    Более того, если существуют достаточные основания подозревать, что пищевой продукт может представлять риск для здоровья, государственные органы в зависимости от характера, серьезности и масштабов риска принимают надлежащие меры по информированию населения об этом. Все нарушения безопасности пищевой продукции в Европе попадают в систему RAPEX. RAPEX – это система быстрого предупреждения потребителей о потенциальной опасности товаров, за исключением пищевых продуктов, лекарственных препаратов, химических веществ, для которых действуют отдельные системы. Система RAPEX обеспечивает соответствующие органы оперативной информацией об опасных продуктах. Информация о подделках и опасных товарах регулярно поступает на специально созданный интернет-портал Европейского союза, где размещен архив системы RAPEX.

    Прежде чем поставлять продукцию в ЕС необходимо определиться, во-первых, со страной экспорта, во-вторых, с конкретным ритейлером/торговой сетью или конечным потребителем. Дело в том, что специфика сертификации пищевой продукции зависит от страны поставки и от требований конкретного покупателя/ритейлера. Например, требования МЕТРО, АШАНа и прочих торговых сетей значительно различаются и между собой, и по разным странам. В одних сетях у поставщиков могут попросить BRC, в других FSSC, а третьих IFS. Плюс специфические стандарты для той или иной страны. Основная проблема заключается в том, что не существует универсальных требований. Для того, чтобы клиенту не промахнуться, ему необходимо отправить официальный запрос на требования по сертификации в конкретную торговую сеть той страны, в которую предполагается поставка, и только, получив официальный ответ, предпринимать действия по сертификации. В противном случае это будет пустая трата времени и средств.

    Существуют различные схемы сертификации в пищевой отрасли. Например, BRC – это стандарт, принятый производителями пищевой продукции по всему миру, особенно поставщиками британских ритейлеров. Единый стандарт BRC состоит из семи частей и предъявляет следующие требования к производителю:

    • принятие и внедрение на предприятии Системы анализа опасных факторов и критических контрольных точек (НАССР);
    • наличие документированной и результативной системы менеджмента качества;
    • контроль производственных стандартов, продукции, процессов и персонала.li>

    Особенностью системы НАССР является то, что при ее помощи детально изучается каждый этап в производстве, хранении и доставки пищи, выявляются специфические риски и опасности, внедряются эффективные методы контроля и мониторинга.

    В основе НАССР лежит семь принципов, последовательная реализация которых позволяет разработать, внедрить и успешно управлять системой НАССР на предприятии:

    • Проведение анализа опасностей;
    • Определение Критических Контрольных Точек (ККТ);
    • Определение критических пределов для каждой ККТ;
    • Установление системы мониторинга ККТ;
    • Установление корректирующих действий;
    • Установление процедуры ведения записей;
    • Установление процедур проверки системы HACCP.

    FSSC 22000 – международная схема сертификации системы менеджмента безопасности пищевых продуктов, требования которой базируются на:

    • международном стандарте ISO 22000:2005;
    • принципах HACCP;
    • требованиях к программам предварительных условий, детально описанных в ISO/TS 22002-1:2009.
    • IFS – стандарт, разработанный немецкой и французской федерациями торговцев. Внедрение стандарта особенно важно для тех производителей, которые ориентированы на сотрудничество с продавцами брендовой продукции, а также их поставщиками. Требования стандарта построены на принципах HACCP, GMP (Good Manufacturing Practice), GLP (Good Laboratory Practice) и GHP (Good Hygiene Practice).

      Из каких этапов состоит сертификация пищевой продукции в ЕС:

      • специалисты производят анализ и оценку информации о самой продукции и месте ее производства;
      • эксперт производит выезд на производство;
      • происходит отбор опытных образцов, необходимых для испытаний на показатели, предусмотренные Предписаниями и Регламентами;
      • эксперт производит анализ данных аудита производства и, в случае несоответствия процессов Регламенту, разработку рекомендаций;
      • проводят испытания отобранных образцов в специально аккредитованных лабораториях;
      • выдается соответствующий Сертификат на продукцию, она регистрируется в Реестре ЕС.

      Редактор: Виктория Урупина