Блог

  • Главная
  • /
  • Блог
  • /
  • «Любая проблема – это возможность»: как белорусские компании применяют методологию Ицхака Адизеса

«Любая проблема – это возможность»: как белорусские компании применяют методологию Ицхака Адизеса

«Любая проблема – это возможность»: как белорусские компании применяют методологию Ицхака Адизеса

26 мая в Минске прошёл форум «Управление изменениями по методологии Адизеса»

Нашим специалистам, Андрею Цыгану и Игорю Князеву, удалось послушать и узнать самые интересные и полезные советы от одного из популярнейших бизнес-консультантов мира.

Доктор Ицхак Адизес – один из непревзойденных бизнес-консультантов мира, блестящий специалист в области эффективного управления бизнес-процессами, основатель Института Адизеса, который входит в топ-10 консалтинговых компаний мира. За почти 40 лет академической карьеры получил мировое признание сразу в трех отраслях теории управления и влиянии рабочих на принятие решений – самоуправлении, индустриальной демократии и совместном управлении.


Выступление Адизеса было искренним и, можно сказать, душевным. Было заметно, что он хотел донести суть, чтобы слушатели получили пользу от его слов. Не было такого чувства, что он пришёл, прочитал, кто усвоил, тот и молодец. 


Напротив, его слова мотивировали и заставляли чувствовать себя частью движущего процесса. Он много шутил и это делало атмосферу теплой и дружеской. После мероприятия можно было и автограф взять, и сфотографироваться с Адизесом. Со спикерами форума также можно было без проблем пообщаться. Никаких барьеров не было, если сравнить с форумом Дж. Лайкера в Москве.

Помимо самого Адизеса были и другие спикеры, которые рассказывали свои кейсы. Одним из наиболее запоминающихся был Павел Голенченко – вице-президент по управлению бизнесом Института Адизеса (США), соучредитель компании «Адизес Менеджмент Консалтинг». Он рассказал о причинах старения компании. Информация, которую он доносил была действительно полезной и доступной. Слушая его выступление, в голове появлялось понимание, как же всё функционирует у нас в компании. Вообще на такие мероприятия стоит ходить с уже определённым багажом знаний. Тема «Управление по методологии Адизеса» давно уже крутилась у нас в головах.

Об эволюции компании

Мы прочитали его книги, попробовали перенести некоторые моменты на свою компанию, но чёткого понимания, как же всё на самом деле работает, у нас не было. На форуме не было вводной части, которая объяснила бы всю теорию методов Адизеса.

Если ты не знаком с PAEI-кодом или этапами жизни компании, понять о чём говорил Ицхак было сложно. Его выступление давало не теорию, которую с лёгкостью можно прочесть в книгах, интернете и т.д., а структурировало понимание и давало толчок к осознанию, куда двигаться компании дальше. Ещё одним спикером со своим кейсом была Ирина Сотникова – партнер, исполнительный директор, бизнес-тренер Консалтинговой группы «Здесь и Сейчас». Она рассказала о проблемах и ловушках на этапе «Давай-Давай». Вообще существует 10 стадий жизни компании.

График жизни компании Адизеса

Для нашей компании более подходящим будет именно этап «Давай-давай», так главные ошибки, присущие этому этапу, наблюдаются и у нас:

самонадеянность – бизнес уже вырос и есть успех, поэтому появляется уверенность, что всё получится и всё остальное;

расфокусирование – когда компания уже выросла, появляется куча других возможностей, на которые тратятся силы и средства, это не всегда приводит к успеху;

отсутствие структуры – с ростом компании появляется много новых функций и сотрудников, структурировать которые достаточно сложно, особенно если они уже во всю функционируют;

проблема «узкого горлышка» - компания растёт быстро, а решения по-прежнему принимаются на одном уровне; управляющий просто физически не может принимать бесконечное количество решений, ведь в сутках всего 24 часа, поэтому мы уже пытаемся делегировать принятие решений и управление в целом;отсутствие цифр – часто многие предприниматели не задумываются о том, что управление – это постоянные подсчёты и цифры;

идейность и предпринимательский дух – это конечно хорошо, но вот математика и логика способны идейность превратить в выгоду;отсутствие системы – согласно PAEI-коду существует 4 составляющих успешного существования компании: P (производство результатов), A (администрирование), E(предпринимательство), I(интеграция). Один человек не может обладать в совершенстве всеми составляющими, поэтому должны быть разные люди, характеристики которых в совокупности и будут давать полный код PAEI;

«Чайка-менеджмент» – когда сотрудники боятся высказывать своё мнение, зная, что руководитель его всё равно не примет, получается 2 результата: отказаться выполнять задание и «получить» за это, либо сделать его не так, и в итоге всё равно «получить».

Вообще, как говорит Адизес:

Если у вас проблемы, не волнуйтесь. Это значит, что вы в хорошей компании, среди живых. Если же вы убеждены, что у вас все замечательно, то ваша главная проблема в том, что вы не осознаете свои проблемы.

Важно проводить самоанализ, чтобы понять на каком месте находится компания, а дальше уже принимать решения, чтобы эти проблемы устранить. Решая задачи, они перестают быть проблемами и становятся возможностями, ведь в действительности любая проблема – это возможность. Когда же проблемы мельчают, силы организации идут на убыль, а это признак старения. И, разумеется, неспособность решать задачи, которые становятся масштабнее, означает, что Вы умираете.

Ицхак Адизес рассказывает о важности людей в компании

В очередной раз мы убедились, что главное в компании – это люди. Не просто люди, а взаимное доверие и уважение. Причём уважение и доверие – это не просто называть друг друга по имени отчеству и рассказывать секреты, а давать человеку возможность думать иначе, быть значимым и показывать, что Вы заинтересованы в том, что делает другой человек. Выстраивая такие отношения в своей команде, можно рассчитывать на поддержку и большую отдачу людей. Заинтересовав человека хотя бы на 1 %, можно получить результат гораздо больше, чем вложенные силы.

Другим важным моментом на мероприятии оказалось знакомство с новыми людьми. Такие конференции всегда собирают представителей самых известных компаний, а это возможность для знакомства и взаимовыгодного сотрудничества. Общаясь с людьми в рамках таких форумов, можно найти партнёров и стать более узнаваемым в бизнес-кругах. Когда ты представитель крупной и известной компании, твоё лицо уже известно многим. Если же с этими представителями ты не знаком, значит придётся использовать методы знакомства.

Один из приёмов в коммуникациях – это «Elevator Pitch» – (от англ.) разговор в лифте. За ограниченное время необходимо быстро и при этом «сочно» рассказать о себе или о компании. Сделать это нужно так, чтобы собеседник заинтересовался и захотел продолжить общение. Но здесь можно и переусердствовать.

Существует тонкая грань между «заинтересовать собеседника» и «вызвать неприязнь». Вообще не стоит быть навязчивым. Не стоит сразу человеку «впаривать» что-то или пытаться продать. Таких продавцов, как Вы, у него может быть тысячи, поэтому всегда нужно помнить о ценности, которую можно предложить человеку. Если Вы заранее знаете, с кем собираетесь познакомиться, можно предварительно подготовиться и изучить минимальную информацию о конкретном человеке. Так у Вас уже будет преимущество, ведь Вы сможете поговорить на общие темы.

Типичные ошибки в коммуникации

Люди любят слушать и рассказывать то, что им интересно, поэтому всегда нужно помнить об «активном слушании» - ещё один приём коммуникации. Наладив отношения с одним человеком на форуме, можно открыть для себя возможности с ещё несколькими людьми, ведь у этого одного может оказаться полезные для Вас знакомые.

Но важно помнить и не совершать типичные ошибки:

1. только брать; 
2. научитесь отдавать и быть людям полезным человеком;
3. выбрасывать из круга своих знакомств кого-либо: держите их всегда «про запас»; 
4. забывать о своих знакомых: постоянно напоминайте им о своём существовании;
5. обманывать людей, с которыми вы общаетесь; 
6. доверять на 100%; 
7. ставить себя выше всех.

В итоге мы сделали вывод, что мероприятия такого масштаба для нас очень даже полезны. Они открывают взгляд на ситуацию и систематизируют то, что ты уже изучил, но не мог начать применять. Рассматривая методы в кейсах, можно переложить чужие процессы на свою компанию и понять, куда двигаться дальше. Общение и энергия, которую мы получили на форуме, заставляет нас двигаться в правильном направлении и решать возникающие проблемы быстрее.