Бизнесмен о ценности блокчейна и создании IT-стартапа
Последние полгода не умолкают разговоры о криптовалютах, ICO, технологии распределенных реестров и возможностях построения цифровой экономики в Беларуси. Но еще не все представляют, как именно в скором времени блокчейн будет внедрен в нашу повседневность. Андрей Цыган, руководитель стартапа Certchain, директор сертифицирующей компании «Изи Штандарт», рассказал редакции Myfin.by о том, как технология блокчейн совсем скоро поможет в сфере сертификации, а также о своем опыте создания IT-стартапа.
От идеи до реализации
Идея проекта возникла из реальной потребности рынка. Мы не айтишники, которые захотели прийти в блокчейн-бизнес на пике хайпа. Мы люди из индустрии сертификации, которые знали проблемы и искали технологию, которая сможет благополучно решить проблемы индустрии и клиента. У нас консалтинговое агентство «Изи Штандарт», уже около четырех лет мы занимаемся помощью в получении сертификатов по всему миру. Мы в этой сфере уже сделали достаточно много, у нас более полутора тысяч успешных проектов и более 20 000 консультации по всему миру, партнерские офисы в Италии и в Канаде. Мы хорошо знаем рынок этих услуг и знаем, что нужно клиентам и какие есть проблемы.
Сейчас мы – ручной способ связать клиента с исполнителем.
В процессе работы мы узнали о проблемах рынка. Есть огромный рынок сертификации, органы сертификации есть в каждой стране, существует десятки тысяч видов сертификации, и есть одна загвоздка – в этой сфере много мошенников. Почему? Потому что информация достаточно закрытая и нельзя легко проверить какой-то сертификат. До того, как я попал в эту сферу, я был уверен, что сертификация во всех странах принадлежит государству. Оказалось, что частные компании тоже могут выдавать сертификаты. Главное, чтобы вам поверили. Сейчас в этой отрасли доверие строилось на маркетинговых моментах: мировые компании говорили, что они – максимально доверенное лицо, т.к. работают уже 50 лет и более, у них было много клиентов, и они никого не обманули. Но это не факт, бывали скандалы.
Проблема в том, что никто не может посмотреть историю компании, в результате мы видим только сертификат. Если бы я увидел, что сертифицирующий орган выдает 5000 сертификатов в год и все они положительные, я бы усомнился, но информации, подтверждающей или опровергающей мои сомнения, нет.
Мы долго искали способы решения этой проблемы, и достаточно далеко продвинулись. Выход нашли в технологии блокчейн. Внедрив ее в нашу платформу, мы получим то, что нужно: можно будет показать историю и доказать, что эта история «чистая». Это преимущество не маркетинговое, а фактическое.
Сама по себе технология – не ценность
Костяк команды я взял из компании «Изи Штандарт». Кофаундеры (сооснователи. – Ред.) – я и Татьяна Солодовникова. В середине июля 2017 года мы обсудили вопрос внедрения блокчейна. За полтора месяца мы продумали много идей. Собрали команду на хакатон, где было четыре человека со стороны индустрии и четыре человека со стороны технической. Это был наш первый хакатон в Имагуру, мы победили в номинации «Лучшая эфириум-разработка».
Потом мы выиграли от правительства Германии поездку по большим мероприятиям для крупных промышленных компаний – это интереснейшие для нас клиенты. Это те, кто делают изделия высокого качества и те, кому важно проходить не только свою сертификацию, но и важно контролировать входящие поставки.
Изначально мы, как и многие, хотели делать ICO, но отказались от этой идеи. Мы не делали токены для продаж на бирже, чтобы не было спекуляций. ICO – это этап фондирования. Мы считаем, что лучше сначала сделать дело, а потом привлекать деньги.
Сейчас мы уже собрали обратную связь от аудиторов, сертифицирующих органов, внесли их пожелания в проект и трудимся над первой версией платформы. Идей у нас крайне много, но мы планируем развиваться step by step, добавляя новые идеи, некоторые из них – революционные для индустрии.
Наш проект Certchain – это агрегатор услуг по сертификации, основанный на технологии блокчейн. Иными словами это интернет-магазин сертификационных услуг. Сейчас для получения любого сертификата вам необходимо зайти на сайт и найти контакты нужных людей, попытаться с ними связаться. Мы переводим это в режим заявки на бирже.
На мой взгляд, клиент должен сказать только две вещи: у меня есть деньги, и я чего-то хочу. Он не должен больше что-то делать. Для этого мы и делаем свою платформу. Мы собираем аудиторов, и они показывают то, что они могут выполнить. В первую очередь мы решаем вопрос удобства для клиента. Мы это поняли в Варшаве, когда общались с менторами из MIT (США). Может изначально хайп и затуманивал нам глаза, мы думали, что ценность нашего продукта в технологии. Менторы же говорили, что сама технология не может быть ценностью, ценность – это то, что мы экономим клиенту время, оптимизируем его затраты, помогаем выбрать лучшую цену.
Еще одна ценность нашего проекта – то, что мы даем возможность для аудиторов быть свободнее. Мы делаем краудсорсинг для аудиторов: они могут взять проект тогда, когда хотят работать.
Это истинная ценность блокчейна: он помогает решить проблему клиента. В первую очередь бизнес хочет преимуществ в удобстве, экономии времени и денег, а если еще в дополнение к этому вы предоставляете технологический продукт, который защитит его от подделок и повысит доверие партнеров – великолепно. В итоге такой продукт, как симбиоз ценности плюс технологии, будет востребован индустриями реального сектора экономики.
Конкурсы как элемент стратегии
Конкурсы для нас – это не элемент тщеславия. Я всегда видел это как элемент стратегии, это шанс. С момента начала проекта мы старались везде поучаствовать, не только заявить о себе, но и получить обратную связь.
Мы попали в финал IT-Arena во Львове. На первом выступлении было 200 команд, 10 команд выбирались в финал. Председателем жюри был Майк Бутчер. Когда Таня выступала, он сразу ее похвалил, а вечером ребята из Techstars в пух и прах разбили нашу презентацию. Мы переделали питч за день и на финальном выступлении нас похвалили. Во Львове мы не выиграли, но нас заметили представители Bank Polski (Польша) и пригласили поучаствовать в отборе в акселерационную программу, которую Польша делает совместно с США для региона Центральной и Восточной Европы.
Мы подали заявку и попали в 25 перспективных проектов из 300 поданных заявок. Так мы попали в буткемп (буткемп – возможность жить и работать над своим проектом в определенном месте. – Ред.) в Варшаву на четыре дня, туда прилетела большая команда из бостонского акселератора.
В первый день нам было достаточно тяжело, потому что был высокий уровень проектов: кому-то уже было три года, а мы себя чувствовали младенцами, нашему проекту было четыре месяца. На этом буткемпе мы записывали все вопросы, что нам задавали в течение трех дней. И когда наступило время итогового выступления, все прошло отлично.
Мы были единственные с проектом на начальной стадии, кто выиграл поездку в Бостон.
Этот буткемп был сделан, чтобы показать именно американский рынок. Четыре дня нам преподавали питчинг, продажи, юридические аспекты ведения бизнеса в США.
Что я для себя отметил из американского буткемпа?
- Все как один спрашивали о защите интеллектуальной собственности. И мы были не очень к этому подготовлены. Они понимают, как инвесторы, что если идея взлетит, крайне быстро нас повторят. Поэтому надо заранее думать, как защититься.
- Репутация. Ментор из фонда сразу посоветовала нам завоевать доверие через репутацию: «Покажите, что вы смогли сделать прибыльный успешный бизнес в своей маленькой стране без денег, и это сразу привлечет внимание». Инвестор понимает, что на большом рынке с деньгами и связями мы сможем больше.
- Рынок дорогой. Чтобы выйти на американский рынок, будет очень полезно найти инфлюенсера из сферы. Он должен знать сферу, знать многих людей в этой сфере, быть влиятельным в своей среде.
На одном из этих конкурсов нас заметили представители Ernst & Young (Ernst & Young – британская аудиторско-консалтинговая компания, одна из крупнейших в мире. – Ред.). Мы провели уже три этапа переговоров. Они заинтересованы в нашем проекте и как международная компания готовы представлять нас своим клиентам. Для нас это большой плюс, если ты говоришь что это стартап в сотрудничестве с Ernst & Young, на тебя уже будут смотреть с большим доверием. Но мы осторожничаем, мы не хотим совершить ошибку, раздав всем доли, пока проект на начальной стадии, и потом сожалеть.
Что касается ближайших планов, то первая часть сервиса, которую мы хотим вывести на рынок – это сертификация по стандарту ISO. Что касается денег, то их мы ни у кого не просили. Мы сейчас живем за свои, и это большой плюс для нас и очень повышает доверие к проекту. Если вкладываешь свои личные деньги, значит, ты в это веришь, и тогда к тебе другой подход.