Как белорусскому товару пройти сертификацию, чтобы продаваться в Евросоюзе
Что нужно сделать белорусскому производителю, чтобы получить на товар сертификат стран ЕС, без которого поставки будут запрещены. Сколько это может стоить? Об общих этапах и подходах к сертификации рассказывает Андрей Цыган, управляющий консалтинговой компанией «Изи Штандарт».
Принципы в сертификации
— Многие компании задумываются о поставках продукции на экспорт. И, по нашим наблюдениям, их первые мысли — в другой стране действуют другие законы, и, значит, нужно будет получать уйму бумаг, документов и лицензий на продукцию. Это может быть дорого и сложно. Безусловно, в каждой стране установлен определенный процесс получения нужных документов, и он не бесплатный. Но не так страшен черт, как его малюют.
Расскажем об этом на примере общих подходов к сертификации продукции для ее поставок в страны ЕС.
Рассматривая сертификацию глобально, мы можем разделить ее на несколько срезов:
- Сертификация продукта или компании (ее системы качества)
- Сертификация обязательная
Начнем с обязательной сертификации. В любой стране сертификация — процедура подтверждения того, что товар соответствует требованиям нормативных документов (по качеству, техническим характеристикам и пр.)
В странах Евросоюза есть несколько видов законодательных нормативных документов, по требованиям которых продукция должна пройти процедуру подтверждения соответствия:
1. Сертификация по Директивам Евросоюза. В результате процедуры наносится узнаваемый знак СE.
Маркировка означает, что продукт прошел все необходимые процедуры и безопасен для использования. Директив порядка 30, они рассматривают, например:
- Сертификацию оборудования
- Медицинских изделий
- Строительных материалов, лифтов
- Электрического и электронного оборудования
- Конечно, директивы охватывают не все виды продукции.
2. Сертификация по Регламентам Евросоюза. Немного отличается от СЕ сертификации.
Регламентов больше, и чаще всего они устанавливают специфические требования к определенным конкретным категориям продукции (например, косметика, дезинфицирующие средства). После прохождения данной процедуры знак СЕ не наносится, однако выдается сертификат.
По двум видам сертификации информация заносится в общеевропейские реестры.
Алгоритм работы по сертификации продукции для стран ЕС
Схематично расскажем о действиях при сертификации. Безусловно, на каждом этапе есть свои нюансы и особенности. Но это темы для отдельных статей.
1. Определить нормативный документ (процедуру, регламент, стандарт), на основании требований которого необходимо выполнить процедуру подтверждения соответствия.
2. Провести испытания продукции в аккредитованной лаборатории на соответствие международным/европейским стандартам.
3. Желательно провести сертификацию системы качества предприятия (но не обязательно).
Найти компанию — европейского представителя.
ЕП — это юрлицо, расположенное на территории Евросоюза, которое будет предоставлять ваши интересы. К этому лицу будут обращены жалобы, рекламации по вашей продукции.
Важно, что ЕП может не являться вашим дилером и не вести экономической и коммерческой деятельности. Повторюсь, что, по сути — это тот, кто будет нести ответственность за продукцию на территории Евросоюза.
4. Обратиться в нотифицированный орган (Notification Body/NB) для проверки документов и выдачи сертификата. Все нотифицированные органы в ЕС вносятся в специальный открытый реестр, где можно посмотреть:
- Область аккредитации органа
- Его полномочия
- На какие директивы он аккредитован
- Отзывы о его работе, информация о приостановке его лицензий
Этот реестр называется Nando (New Approach Notified and Designated Organisations) Information System. Найти официально зарегистрированные и «работающие» по нужной директиве органы можно по этой ссылке.
При неправильном заполнении форм, документов NB откажет в выдаче сертификата. И вы сможете подать их заново через 3 месяца, и только после того, как докажете внесенные изменения, исправления ошибок.
Стоит отметить, что Notification Body неохотно берутся за продукцию, у которой были поставлены критические отметки качества или ранее был отозван сертификат. Так как правомерность выдачи сертификата будет детально проверяться контролирующими органами — при аккредитации самого Notification Body.
Поэтому подготовка документов — важный аспект. Мы рекомендуем проводить так называемый «предаудит» — моделировать проверку документов по правилам ЕС, чтобы найти ошибки, слабые места, к которым могут возникнуть вопросы.
5. Правильно промаркировать продукцию согласно Европейским стандартам и принятым правилам маркировки продукции.
Из чего складывается бюджет проекта по получению сертификатов
1. Стоимость проведения испытания продукции.
2. Стоимость сертификации системы качества при необходимости.
3. Стоимость привлечения и сбора от NB за выдачу сертификатов.
4. Накладные расходы: на образцы для испытаний, доставку, переводы документов, транспортные расходы эксперта-аудитора.
В зависимости от сложности и потенциального риска для здоровья и безопасности потребителя, будет и расти стоимость сертификации изделия.
- Простое оборудование или строительные материалы могут «вписаться» в бюджет € 2000−3000
- Для сложнейших медицинских имплантов (3-й класс опасности) только стоимость услуг сертификационного органа стартует от € 30 000 за группу товаров
- Компании часто обращаются к услугам компаний-консультантов для подготовки всех документов. Их можно найти на территории СНГ, либо воспользоваться услугами европейских консультантов.
Правда, стоимость европейского консалтинга для нашего региона зачастую очень внушительная: один эксперто-день специалиста по сертификации медицинских изделий, например, может стоить € 1100—1500.
В Беларуси, России есть компании международного уровня, которые могут оказать услуги именно по европейской сертификации (при внешне схожем подходе при сертификации в ЕС и ТС, провести сертификацию для стран Евросоюза на несколько порядков сложнее). Поэтому при выборе консультантов всегда стоит обратить внимание на:- Опыт именно в сертификации согласно директивам, регламентам и международным версиям стандарта ISO
- Наличие у компаний-консультантов признания, партнерских соглашений, аккредитации именно у европейских органов
- Обученный по международным стандартам штат экспертов
- Кто-то просит, чтобы на заводе изготовителя был внедрен стандарт FSSC 22000 «Food Safety Systems Certification» (обычно крупные сети гипермаркетов работают только после предоставления этого сертификата)
- Кому-то будет достаточно стандартов ISO 9001 «Системы менеджмента качества» или ISO 22000 «Системы менеджмента безопасности пищевой продукции»
- Компании часто обращаются к услугам компаний-консультантов для подготовки всех документов. Их можно найти на территории СНГ, либо воспользоваться услугами европейских консультантов.