Пошаговая инструкция выхода на экспорт
При планировании расширения рынков сбыта любая компания сначала сталкивается с вопросом “Зачем выходить на экспорт?”, а уже потом “Как это сделать?”. В этой статье мы попытались дать наиболее развернутые ответы на оба вопроса.
Зачем выходить на экспорт?
Прежде чем рассуждать о том как, лучше спросить зачем. Для чего вообще компании рассматривать новые рынки сбыта? Для этого есть целый ряд причин.
- Расширение спроса.
Здесь все достаточно очевидно — больше рынков, больше спроса на Вашу продукцию/услуги. - Разнообразие покупательской аудитории и открытие более платежеспособной аудитории.
В случае падения спроса на одном рынке, Ваша компания не станет банкротом, а будет поставлять на другие. - Страховка на случай кризиса - диверсификация бизнеса.
В случае резкого падения платежеспособности Ваших клиентов у Вас всегда будут другие заказы. Вы сможете пережить переломный момент и найти дополнительные рынки. - Снижение налоговой нагрузки за счет возврата НДС.
Как это сделать?
Вопрос “зачем?” прояснили, теперь рассмотрим все возможные шаги для успешного начала поставок своей продукции или услуг в другие страны. Чтобы успешно выйти на экспорт Вам нужно решить следующие вопросы:
- Поиск программ содействия экспорту
- Проверка рынка
- Поиск заказчика
- Подготовка персонала и производства
- Разработка логистических маршрутов
- Страхование
- Таможенное оформление
- Уполномоченный представитель.
Рассмотрим каждый из них подробнее.
Шаг 1. Найдите программы содействия экспорту
Существует два вида таких программ:
- государственные;
- коммерческие.
Государственные программы стоит искать на различных правовых ресурсах и на сайтах государственных инстанций, которые имеют отношение к экспорту, например МИД.
Также стоит изучить различные законодательные акты о развитии экспорта. Например, в Беларуси 14 ноября 2019 вышел Указ Президента №412 “О поддержке экспорта”, в котором приводятся требования для получения возмещения до 50% стоимости международной сертификации и испытания продукции за счет средств бюджета. О нем коротко наша компания рассказывала в своей email-рассылке. Если Вы не хотите пропускать такие новости, советуем подписаться на нее по кнопке ниже.
О коммерческих программах следует узнавать на сайтах банков. Наша компания является участником международной программы по поддержке малого и среднего бизнеса от "Европейского банка реконструкции и развития". Узнать подробнее о программе Вы можете по ссылке ниже.
Шаг 2. Изучите возможные рынки
Чтобы Ваша продукция/услуга имела успех, необходимо внимательно выбирать новые рынки сбыта. В первую очередь стоит провести маркетинговые исследования интересующих Вас рынков — может оказаться так, что такой продукции уже избыток и Ваши затраты не окупятся.
Дополнительно изучите требования к Вашей продукции/услуге для поставки на рынок. Возможно, Вам понадобится пройти дополнительную сертификацию для подтверждения соответствия требованиям законодательства и заказчиков.
Если интересующий рынок оказался пригодным для поставок, подготовьте разумное позиционирование и продвижение продукта: каким его должен увидеть потребитель, какие каналы использовать, во сколько это обойдется, сможете ли Вы самостоятельно справится с продвижением продукта.
Возможно стоит также подготовить тестовую партию и “прощупать” рынок. Так Вы наверняка узнаете спрос.
Шаг 3. Найдите заказчика
Проще всего будет, если у Вас будет какой-то заказчик, который расскажет о нюансах и требованиях к Вашей продукции и займется продажей продукции. Будьте готовы, что переговоры могут быть сложными, а подготовка и заключение контракта затянется из-за множества юридических нюансов.
Если же все пройдет успешно, то позаботьтесь о возможности оплаты.
Шаг 4. Подготовьте персонал
В первую очередь, Вам понадобится сотрудник, который будет вести переговоры на постоянной основе. Это может быть новый сотрудник, но также Вы можете отправить текущего на обучение языку и грамотной бизнес-коммуникации. Возможно для соответствия требованиям заказчика, персоналу необходимо будет повысить квалификацию или пройти дополнительное профильное обучение.
Шаг 5. Подготовьте производство
Вы все же решились поставлять на экспорт? Самое время готовить производство: разрабатывать технические нормативные документы, переводить документацию на язык страны экспорта, получать разрешительную документацию.
С последним пунктом мы помогаем компаниям на протяжении последних 6 лет. Специалисты Изи Штандарт с удовольствием снимут с Вас разработку необходимой документации и получение сертификатов, а также подскажут как подготовить производство, как правильно наносить маркировку и по другим вопросам, связанных с экспортом. Получите бесплатную консультацию у наших менеджеров.
Шаг 6. Продумайте логистику
На данном этапе нужно подготовить упаковочные листы, рассчитать и подобрать наилучший маршрут, определиться с транспортом и подготовить инвойсы для получателя. Эту часть работы могут на себя взять различные транспортные компании.
Шаг 7. Оформите страховку
Никогда не угадаете, что может произойти с грузом во время перевозки. Для того, чтобы не потерять крупные суммы, лучше застраховать продукцию.
Шаг 8. Займитесь таможенным оформлением.
Вам необходимо будет заключить внешнеторговый контракт, получить документы по мерам нетарифного регулирования, открыть паспорт сделки в уполномоченном банке, подписать договор с таможенным представителем, оплатить вывозные таможенные платежи и оформить на таможне вывозной товар.
Шаг 9. Зарегистрируйте уполномоченного представителя
На территории страны поставок у Вас должен быть уполномоченный представитель, который будет представлять Ваши интересы при взаимодействии с контролирующими органами и структурами власти при возникновении вопросов относительно безопасности и потребительских качеств продукции и ее соответствия. Уполномоченный представитель должен быть досягаем по указанным в декларации контактным данным, и иметь возможность в кратчайшие сроки предоставить контролирующим органам техническую документацию и информацию, касающуюся соответствия продукции стандартам качества.
На первый взгляд, Вам может показаться, что процедура сложная и справиться с ней невозможно. Опровержением Вашей мысли будут 271 компания, вышедшая с нашей помощью на рынки стран ЕС, и 1093 компании, работающие на рынке ЕАЭС. Главное подойти к процессу основательно и выбрать надежных партнеров. А наша компания всегда поможет.
Узнать подробнее о сертификационных требованиях к экспортерам
Читайте также